headerphoto

Синтезатор: История создания и развития электронных синтезаторов. Цифра против аналога

Эксперименты по созданию электронных музыкальных инструментов восходят к 1870-м годам, но только в середине 60-х годов прошлого века в США появились первые коммерчески успешные синтезаторы, созданные Робертом Мугом. К концу того десятилетия многие популярные исполнители (например, Beach Boys и Beatles) уже вовсю использовали такие инструменты. Кроме того, появились музыканты, чьи работы базировалась на электронном звучании (достаточно назвать Жан-Мишеля Жарра), а позже сформировались целые направления популярной электронной музыки (Synthpop/Eurodicso). Во многом благодаря им производство синтезаторов расцвело в конце семидесятых - начале восьмидесятых годов. Тогда же появился первый полифонический (т. е. умеющий воспроизводить одновременно больше одной ноты) инструмент - бессмертный Prophet-5.

Однако, со временем интерес к электронной музыке сошел на нет, производство доступных синтезаторов - тоже, а в результате музыканты новой волны, нахлынувшей в начале девяностых с распространением молодежных танцевальных стилей House и Techno, оказались без современных инструментов. Возобновить изготовление старых моделей производители не могли, хотя бы потому что уже не производились их ключевые компоненты. Начался повальный спрос на подержанные "ретро"-инструменты, и до сих пор многие музыканты скупают раритеты по совсем не бросовым ценам: скажем, легендарный Roland TB-303 сейчас можно встретить за 800-1000 долларов за немидированный вариант.

Ситуация не менялась до 1995 года, когда авантюра мелкой шведской компании Clavia, представившей первый "виртуальный аналоговый" (а попросту - цифровой) синтезатор Nord Lead, переросла в массовое наступление цифры на исконные территории старого доброго аналога. Аппарат использовал принципиально новую идею - цифровую эмуляцию аналогового синтеза.

Вторая, начинавшая когда-то с MIDI-клавиатур и TB-303-подобного аналогового синтезатора Bass Station (очень неплохого, кстати), вышла на рынок VA в 1998 году с цифровым аппаратом Supernova (в настоящее время производится Supernova II). Секция эффектов впечатляет: каждая из восьми программ имеет независимую обработку (Distortion, Comb Filter, EQ, Reverb, Chorus/Flanger/Phaser/Ensemble, Delay). С большой степенью уверенности можно считать Supernova лучшим среди всех цифровых инструментов в плане похожести на аналоговые эталоны, а уж что касается эффектов - тут ему равных нет.

Контратака

В звуке цифровых инструментов есть нечто, что нельзя получить от аналога - холодный и отстраненный (или жесткий агрессивный) звук. Иногда это бывает полезным. Реальные аналоговые инструменты часто приходится семплировать из-за их малой (а то и вообще никакой) полифонии и отсутствия поддержки MIDI. Они очень капризны (например, осцилляторы расстраиваются при изменении температуры), сильно шумят. Возможности цифры неизмеримо шире (в мультитимбральности, полифонии, эффектах, а особенно в управлении по MIDI и запоминании программ), надежность - выше, цена - приемлемее. Чем, видимо, цифра и завоевала свою нишу.

Тем не менее, не брезгуя дополнять свою коллекцию цифровыми аппаратами, многие музыканты все-таки предпочитают аналог. Почему? Можно долго "рулить" звук на каком-нибудь Nord Lead, производящем очень хорошее впечатление при первом прослушивании, но, хоть обломай все ручки, так и не добиться той пробивной силы и теплоты, которую запросто, играючи выдает, например, несчастный измусоленный Minimoog с тридцатилетним стажем. Еще, у аналоговых инструментов есть своя индивидуальность, это даже различимо на слух, а с годами их звучание меняется, становится еще более "живым".

Многие производители стали объявлять о выходе новых полифонических аналоговых инструментов. К примеру, сравнительно недавно появился прекрасный синтезатор Alesis A6 Andromeda c двумя аналоговыми микросхемами (одна для осцилляторов, вторая - для фильтров), обеспечивающий 16-голосную полифонию. Строго говоря, это цифро-аналоговый синтезатор: огибающие, LFO и эффекты (кроме Distortion), например, все цифровые, устройство работает под управлением процессора Coldfire, имеет обновляемую операционную систему, полностью управляется по MIDI, может сохранять настройки (положения 72 аналоговых ручек и 144 кнопок, в памяти может храниться до 128 пользовательских программ в дополнение к 256 фабричным пресетам), имеет графический ЖК-дисплей (640 на 240 точек). Однако, цена (около 3,5 тыс. долларов), чуть ли не вдвое превышающая среднюю цену цифровых инструментов, заставляет задуматься.

Подготовка к осаде

Сейчас, спустя семь лет после появления первого VA можно трезво взглянуть на это явление. Говорить о тотальной победе цифры не приходится (хотя в конце девяностых многие считали, что к тому идет дело), по крайней мере, эпоха сосуществования затянется надолго. В среднем настроение музыкантов такое: клавишники "старой закалки" с самого начала наблюдали за цифровыми инструментами со скептическим любопытством, теперь это любопытство сменилось неприятием. Молодые электронщики, с большим энтузиазмом взявшиеся за "виртуальный аналог", сейчас всё чаще выражают свое разочарование, возвращаясь "к основам" или обращая взор на аналоговые синтезаторы новой волны.

Один музыкант провел такую параллель: в свое время все смотрели фильм "Jurassic Park" и удивлялись "натуральности" динозавров, однако сейчас, по прошествии времени (и с развитием технологии компьютерной анимации), все уже выглядит не столь реалистично.

Пока неясно, станут ли алгоритмы цифровых синтезаторов настолько совершенными, что цифру от аналога отличить на слух станет невозможным. Вроде бы, ничто не мешает производителям совершенствовать и совершенствовать свои продукты, благо DSP с каждым годом всё мощнее. Люди, имеющие контакт с высококлассным и профессиональным звуком, всегда тяготели к аналогу, будь то меломаны или музыканты. Сердца последних захватить приступом цифре не удалось. Посмотрим, получится ли взять измором.

История создания гитары

Первым музыкальным инструментом, который был похож на гитару был музыкальный инструмент набла. Читать дальше

Гобой

Гобой —духовой музыкальный инструмент сделанный из дерева, в отличии от кларнета гобой имеет двойной язычок. Читать дальше

 

Инструменты древнего мира

Народные инструменты

Необычные инструменты

Новости

Relax-страничка

Словарь музыкальных терминов

 

www.muzyr.ru